Печать

C 1 февраля ФТС России приступила к диспетчеризации таможенных деклараций, поданных участниками внешнеэкономической деятельности. Участники ВЭД столкнулись с целым рядом проблем, связанных с автоматическим распределением деклараций по ЦЭДам.

Ранее в таможенных органах проводилось тестирование соответствующих алгоритмов автоматического распределения деклараций с применение технологии удаленного выпуска.

Под диспетчеризацией понимается автоматическое распределение деклараций на товары между таможенными органами в соответствии с установленными критериями.

Концепция диспетчеризации деклараций на товары была разработана в порядке исполнения положений Комплексной программы развития ФТС России на период до 2020 года.

В рамках реформирования таможенных органов было принято решение о создании 16 Центров электронного декларирования (ЦЭД), в которых был бы сконцентрирован весь массив таможенных деклараций. Эта работа началась еще в 2018 году.

Целью создания крупных ЦЭДов является возможность эффективного внедрения новых алгоритмов автоматического совершения таможенных операций информационными

системами без участия должностных лиц таможенных органов (автоматической регистрации деклараций и автоматического выпуска).

Одновременно с созданием ЦЭДов и электронных таможен были определены принципы диспетчеризации деклараций, то есть автоматического распределения деклараций на товары между ЦЭДами, а также внутри ЦЭДов между должностными лицами в зависимости от их загрузки и компетенции.

Автоматическое распределение таможенных деклараций с применением технологии удаленного выпуска товаров (через ЦЭД), осуществляется в соответствии со следующими критериями:

Компетенция таможенных органов по совершению определенных таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров в настоящее время устанавливаются приказами Минфина РФ. Это прежде всего Приказы Минфина от 08.09.2020 N 185н и от 19.10.2020 N 238н.

Приказ Минфина России "О полномочиях таможенных органов по регистрации таможенных деклараций" в настоящее время так и не вступил в силу.

Тем не менее с 1 февраля автоматическое распределение деклараций между ЦЭДами началось.

Итак, согласно установленным критериям, декларации автоматически направляются в соответствующие ЦЭДы следующим образом:

1) Декларации на энергетические и подакцизные грузы автоматически направляются для оформления соответственно в ЦЭД Центральной энергетической таможни и в ЦЭД Центральной акцизной таможни.

2) Декларации на товары, прибывающие морским транспортом, в зависимости от точки их ввоза направляются в Балтийский, Новороссийский и Владивостокский ЦЭДы.

Морской транспорт, через пункты пропуска, находящиеся в регионе деятельности:

Декларации на товары, прибывающие в Московский авиационный узел, - в Авиационный ЦЭД.

Авиатранспорт московского авиаузла, товары, перемещаемые через воздушные пункты пропуска, находящиеся в регионе деятельности:

3) Декларации по остальным товарам направляются в ЦЭДы в соответствии с регионом их налоговой регистрации (ИНН, КПП декларанта - графа 9 ДТ).

Алгоритм диспетчеризации учитывает загруженность ЦЭДов и распределяет декларации на товары либо по виду транспорта и месту прибытия груза, либо по ИНН (КПП) декларанта.

При распределении деклараций учитывается также разница в часовых поясах в зависимости от местонахождения груза с учетом ИНН (КПП) декларанта.

Имеется также ряд исключений из диспетчеризации.

Декларации, не подпадающие под действие алгоритма автоматического распределения деклараций, диспетчеризируются по коду поста, указанному декларантом.

Право самостоятельного выбора ЦЭД предусмотрено при выборе отдельных таможенных процедур, может быть предоставлено участникам ВЭД низкого уровня риска и в других специальных случаях.

Итак, исключения из диспетчеризации допускаются в следующих случаях:

Отдельные таможенные процедуры:

Особенности декларирования:

Отдельные категории товаров:

Возможность полностью автоматического распределения деклараций в отношении комплектных объектов и лицензируемых товаров будет реализована только после доработки программных средств.

Таможенные посты, в регионе деятельности которых расположены пункты пропуска, могут принимать декларации:

Проектом приказа Минфина РФ "О полномочиях таможенных органов по регистрации таможенных деклараций" ограничивается компетенция, а также устанавливаются дополнительные правомочия для некоторых таможенных постов в отношении некоторых специфичных видов товаров. В частности, товаров для проекта Сколково, проектов "Сахалин-1,2", МПО, для карнетов АТА, Абхазского и Юго-Осетинского таможенных постов и т.п.

По утверждению ФТС России диспетчеризация в настоящее время затрагивает порядка 5% всего декларационного массива, основную массу которого составляют товары, прибывающие авиационным и морским транспортом.

На практике участники ВЭД внезапно столкнулись с целым рядом сложностей. Ряд ЦЭДов проводит 100%-ный досмотр по зарегистрированным декларациям. Проблемы возникли даже у организаций, отнесенных к категории низкого уровня риска, которым предоставлено право подачи деклараций на товары в любой таможенный орган вне зависимости от местонахождения товаров. С диспетчеризацией столкнулись также экспортеры - их декларации распределяются по тем же критериям, в том числе и с назначением таможенного досмотра.